Гайдар шагал впереди
На прошлой неделе не стало Егора Гайдара. И президент России, и премьер-министр направили родным и близким телеграммы соболезнования, в которых очень высоко оценили как личность Гайдара, так и его роль на переломном этапе истории нашей страны.
Уверен – это были искренние слова, так как и Медведеву, и Путину хорошо понятно, за какой неподъемный груз взялся Егор Гайдар.
Вспомним 1991 год. С одной стороны, еще сильна эйфория от обретенных свобод, а с другой – в стране нет ничего, что нужно для жизни людей. И это «ничего нет» с каждой неделей, с каждым днем становится все более абсолютным.
Российское правительство возглавляет Иван Силаев, бывший союзный министр авиапрома (кстати, наш земляк-нижегородец). В правительство зовут и сверхпопулярного тогда Явлинского, автора красивого набора лозунгов под названием «Программа 500 дней». Звучат бодрые, обнадеживающие слова, все что-то делают, но наклонная плоскость, по которой катится страна, выравниваться не хочет. А, наоборот, становится все круче.
Вот некоторые штрихи того времени. Одна типичная шутка: «Вы руки будете с мылом мыть? Тогда чай без сахара». А вот одно из личных воспоминаний. Зима 1990/91 года. Выходной день. Я занят домашними хозяйственными делами – чищу ковры на свежевыпавшем снежке. При этом курю. Проходящий мимо мужик останавливается и обращается ко мне: «Брат, оставь докурить. Третий день кручу самокрутки из турецкого чая. Уже не могу».
Я был тогда депутатом нашего городского Совета. До Арзамаса-16 еще доходили какие-то «хвосты» рухнувшего централизованного снабжения, но в крайне недостаточном количестве. Самой ругаемой городской организацией был ОРС (отдел рабочего снабжения), в руках которого был весь поступающий в город товар. Считалось (наверно, не без оснований), что значительная часть товара не поступает на прилавки, а распределяется «по блату». На сессиях городского Совета вопросы и упреки в адрес ОРСа звучали постоянно. И своей большой заслугой депутаты того созыва считали разработку и внедрение в жизнь так называемой «лимитной книжки», которая представляла собой набор талонов почти на все. Не только на продовольствие, но и на промтовары. Носки, молодые люди, можно было купить только на талон из лимитной книжки. Просто сегодня никто не хочет этого помнить.
Явлинский считает за благо поскорее уйти в отставку, чтобы на свободе продолжать излагать умные мысли. Президент Ельцин, популярность которого (или как сейчас принято говорить – рейтинг) все еще очень высока, лихорадочно ищет человека, который может возглавить правительство.
Этот человек не только должен знать, что нужно сделать – такие есть, хоть и не очень много, – но и будет иметь смелость (или безрассудство) это сделать. И тогда пришел Гайдар.
И был он и.о. главы правительства (Государственная Дума так и не дала согласие на его назначение председателем правительства) всего десять месяцев. За этот короткий срок «команда Гайдара» сумела полностью изменить экономическую систему страны.
Народу было очень трудно. Я думаю, никто даже представить себе не мог, как будет трудно. На всякий случай напомним, что нефть стоила тогда совсем не столько, сколько в «тучные» 2000-е, и даже не столько, как при нынешнем кризисе. А намного меньше. Накануне дефолта наше основное национальное достояние упало до 10-12 долларов за барель. Но даже и это страна смогла пережить и не развалиться.
Но в массовом сознании Гайдар остался виноват всегда и во всем. Он, кстати, не питал иллюзий относительно оценки современниками.
В одном из интервью последнего времени Гайдар сказал так: «Только совсем молодые люди думают, что реформы проводят для того, чтобы войти в историю великим реформатором. Взрослые понимают, что реформы проводят тогда, когда их нельзя не проводить. Потому что никто и никогда тебя за реформы не поблагодарит».
На церемонии прощания с Егором Гайдаром выступила Наина Иосифовна Ельцина – человек абсолютно непубличный. Но она посчитала это своим долгом. А вот Государственная Дума почтить память Гайдара минутой молчания отказалась. Такое предложение от группы депутатов поступило, но большинство было против. Комментируя это в программе «Неделя» на РЕН-ТВ, Марианна Максимовская вполне справедливо, на мой взгляд, заметила: «Через несколько лет никто этих депутатов и помнить не будет, а Гайдара будут помнить всегда».
А еще после Гайдара остались книги. Много замечательных книг. Тем, у кого есть желание разобраться и понять, что происходило и происходит с нашей страной, я бы советовал их почитать. А такую книгу, как «Государство и эволюция», стоило бы рекомендовать в качестве учебного пособия для старшеклассников и студентов. Насколько просто, доходчиво и вместе с тем, аргументированно изложены в ней сложнейшие экономические материи.
И еще хочу от себя добавить следующее. Спасибо тебе, Егор Тимурович, что ты спас страну-банкрота от голода, гражданской войны и развала. Спасибо, что не побоялся взять всю ответственность на себя и неуклонно следовал своему кредо: «делать то, что считал своим долгом». Спасибо, что научил тех, кто хотел учиться. Конечно, страна получилась не совсем такой, как когда-то мечталось. Но в этом виноват не ты, а мы сами с нашим неизбывным российским холопством, верой в вождей и добрых царей, социальной безответственностью и неуемными амбициями.
А тебе есть что сказать перед Господом, так что спи спокойно.
Петр Хвень
”Я выколачивал ковер, а один мужик сказал”. Лимитные книжки… Несостоятельными аргументами такого типа автор пытается оправдать реформы Гайдара. Что, он не знает про демографическую катастрофу и про падение нравов в стране? Про миллионы детей, которые не учатся в школе? Ничего не знает про наркоманию и проституцию? Все знает. А на простой вопрос – почему Белоруссии удалось благополучно обойтись без шоковой терапии Гайдара он не ответит. Даже на страницах “Городского курьера “. В одном утверждении автор статьи прав: “ В массовом сознании Гайдар остался виноват всегда и во всем”. Именно так (как и Чубайс, впрочем). Не в пример Ельцину, Егор Тимурович ушел без покаяния. И спать ему спокойно, при такой памяти народной, не придется, господин Хвень. Несмотря на ваши благие пожелания. Помните об этом.
да все было-и сигареты и колбаса и шмотки и запчасти к авто на стихийных многочисленных толкучках,начиная с начала 80-х,потом у кооператоров в ларьках,только до гайдара даже там все было дешевле,чем стало при нем,гайдар и ему подобные бездарно просрали демократическое будущее России,хуже,чем сделал гайдар даже специально не сделать,и как финал его демократических действий-расстрел законного парламента и узурпация власти в стране алкашом-дураком ельциным
Таким как Хвень хоть ссы в глаза, все божья роса. Чикатило дите малое в сравнении с ублюдком Гайдаром, будь он проклят вовеки веков. Чикатило убил 60 женщин, а Гайдар организовал массовые убийства миллионов. Разумеется, вместе с Ельциным, Бурбулисом и прочим дерьмом. Он организатор геноцида, и это знают все нормальные люди.
И Хвень всю жизнь жопу подтирал этим мерзавцам, этим и кормился. И еще хватает совести говорить о боге, который, мол, Гайдара в рай определит. Гореть ему в аду вместе с Пол Потом.
Титус, Александр! Эпиграф Радищева к «Путешествию из Петербурга в Москву» учили наизусть в советской школе. «Чудище обло, озорно, стозевно и лайяй». (За точность не ручаюсь). Эти слова до сих пор воспринимаются как ощущение чего – то ужасного,противного естеству человека. «Больше наглости!», говорил Чубайс. Разве Егор Тимурович не следовал этому указанию? И разве это высказывание не известно Петру Хвеню? Не доступный он моему пониманию человек…
Отличные комментарии, спасибо
Первый мэр Москвы Гавриил Попов и действующий глава столичной администрации Юрий Лужков опубликовали статью о Егоре Гайдаре под заголовком «Еще одно слово о Гайдаре». В ней Попов и Лужков критически оценивают итоги работы экс-министра. «Об ушедшем нужно говорить хорошо или ничего. Но об ушедшем нельзя врать», – говорится в первых строках статьи.
Авторы материала упоминают совещание в феврале 1992 года, на котором Гайдару было сделано замечание о том, что в Зеленограде были зафиксированы 36 случаев смертей от голода. Утверждается, что на это замечание Егор Гайдар ответил, что в стране «идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, – дело естественное».
Подводя итоги деятельности политика, Попов и Лужков пишут: «Вина Гайдара и в том, что трудности, которые надо было распределять справедливо и пропорционально, были возложены только на рядовых граждан».